Приморский край.
Ø
Замена счетчиков
электрической энергии, дальнейшее их обслуживание, а также ремонт проводится за
счет средств ОАО «ДРСК» бесплатно для потребителей. В настоящее время установка
приборов учета ведется в структурном подразделении «Приморские центральные электрические
сети» на территории Уссурийского, Ханкайского и Пограничного административных
районов.
Ø
Приморское УФАС
России считает необходимым отметить, что действия ОАО «ДЭК» по
направлению гражданам требований о замене в течение месяца приборов учета электроэнергии
с классом точности 2,5 на класс точности 2,0 или 1,0 будут являться нарушением
части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции». Нарушение выразится в ущемлении
интересов таких граждан в случаях, если установленные приборы учета не
соответствуют классу точности 2,0 или 1,0, но при этом сроки действия
межповерочных интервалов и сроки годности у них ещё не закончились.
Ø
Управление
Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека по Приморскому краю, считает, что замена указанных счетчиков возможна
только с согласия абонента, так как расходы
на замену приборов учета электрической энергии класса точности 2,5 на 2,0,
находящиеся на балансе энергоснабжающих предприятий были включены в тарифы на электрическую энергию в 2006-2008 г.г. А
если человек уже платил за это, то почему он должен это делать еще раз?
Хабаровский край.
Ø
Прокуратура Хабаровска в качестве истца
выступила от имени граждан. Индустриальной
прокуратурой направлено в адрес ОАО «ДЭК» предостережение о недопустимости
нарушения гражданского и жилищного законодательства. Однако энергетики
ссылаются на выдержки из постановления правительства РФ №530 от 2006 года о
правилах формирования розничных рынков электрической энергии в переходный
период реформирования электроэнергетики. В нем, по мнению энергетиков, четко
прописано, что замена счетчиков должна производиться за счет потребителей. В прокуратуре это постановление прочитали
иначе. Действительно, там указано, что поставщик электроэнергии
обеспечивает за счет потребителей установку, замену в случае выхода из строя,
утраты или истечения срока эксплуатации, а также обслуживание приборов учета.
Но обязанности эти распространяются на потребителей, которые являются
собственниками этих приборов. Абсолютное большинство счетчиков, которые нынче
подлежат замене, когда-то устанавливали сами энергетики за свой счет. То есть
гражданам они не принадлежат. Но и в этом случае, как говорится в
постановлении, потребители могли бы нести финансовое бремя по замене
оборудования... если бы об этом с энергетиками у них был заключен
соответствующий договор. Прокуратура
установила, что такие договоры с гражданами-потребителями филиалом ОАО «ДЭК» не
заключались.
Ø
Суд
Индустриального района Хабаровска рассмотрел
дело «о счетчике». Суть его такова. В одном из домов по улице Ворошилова
электрические счетчики были сняты, а начисление платы потребителям стали
производить по нормативам. Гражданка Б., проживающая в приватизированной
квартире, посчитала, что ей это невыгодно, и обратилась в «ДЭК» с просьбой
установить ей счетчик. Ей отказали, сославшись на все-то же, пресловутое 530-е
постановление, и посоветовали обратиться в службу заказчика, где якобы и должны
заниматься установкой прибора. Но и там ее ждал «от ворот поворот». Тогда
женщина обратилась в суд с иском к энергетикам и коммунальной службе. Суд учел,
что в цены на электроэнергию были включены расходы на замену приборов учета, и
обязал ОАО «ДЭК» установить истице счетчик, а также выплатить ей в качестве
компенсации морального вреда 500 рублей.
Ø
Незаконными
считает требования энергетиков и руководитель управления Федеральной службы по
надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по
Хабаровскому краю Владимир Отт. Всех обратившихся с жалобами на действия ОАО
«ДЭК» граждан специалисты этого ведомства отправляют в суд. В исковом заявлении
они предлагают ссылаться и на статью 16 закона «О защите прав потребителей»,
согласно которой продавец не вправе навязывать покупателю одного товара
приобретение другого товара. То есть энергетики, выступающие в данной ситуации
продавцами электроэнергии, не вправе требовать от потребителей приобретения еще
и электросчетчиков. По закону, при обращении с иском в суд потребители
освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Верховный Суд РФ.
Ø
Верховный Суд
Российской Федерации считает обязанностью энергоснабжающей организации
обеспечить надлежащее состояние и безопасность приборов учета потребления
энергии, неся бремя расходов по содержанию таких приборов учета (решение
Верховного Суда РФ от 26.05.2008г. № ГКПИ08-1022).
Тем
более что в период реформирования сбытовые организации, обязаны поменять
счетчики всем потребителям на
соответствующий класс точности в соответствии с техническими регламентами
родной отрасли, чем поставили потребителей разных регионов в неравные условия.
Напрашивается
вопрос: почему же, несмотря на разъяснения соответствующих правоохранительных и
надзорных органов, положительную судебную практику, ОАО «ДЭК» продолжает свои,
теперь уже, неправомерные действия? К сожалению, в России не действует
прецедентное право - это когда решение суда, в пользу ответчика заставило бы
отменить подобные требования ко всем остальным потребителям. У нас каждый
гражданин должен сам отстаивать в суде свои права. Конечно, хочется верить, что справедливость восторжествует и для нас,
Лучегорцев, особенно если на защиту потребителя в этой ситуации станет
прокуратура Пожарского района и местные органы власти.
Светлана
Шарихина, председатель ОО «ОКО», юрист.