Главная » 2009 » Август » 10 » Форум: Новости о ТСЖ и ЖКХ Комиссия Общественной палаты Российской Федерации по местному самоуправлению и жилищной политике
Форум: Новости о ТСЖ и ЖКХ Комиссия Общественной палаты Российской Федерации по местному самоуправлению и жилищной политике
23:38
РЕШЕНИЕ
общественных слушаний «Информационная политика в жилищной сфере: обязанность
государства, бизнеса или общества?»
(проект решения подготовлен в рамках II Всероссийского форума жилищного
просвещения, 23-24 июня 2009 г.)
Зал заседаний Общественной палаты РФ «24» июня 2009 г.
По инициативе Комиссии Общественной палаты РФ по местному самоуправлению и
жилищной политике, Сети школ жилищного просвещения, Тихоокеанской коалиции по
содействию реализации реформы ЖКХ в Дальневосточном федеральном округе при
участии Программы поддержки гражданского общества «Диалог» (Айрекс), Фонда
«Новая Евразия» и Ассоциации НКО в поддержку ТСЖ и ЖСК состоялись общественные
слушания по информационной политике в жилищной сфере.
Участники общественных слушаний обсудили вопросы, влияющие на эффективность
информационной политики в жилищной сфере, а также роль государства,
общественности и бизнеса в ее осуществлении.
Актуальность данной темы определяется крайне низким уровнем информированности
всех заинтересованных сторон, но, прежде всего, граждан, о своих правах и
оптимальном поведении при выборе способа управления, разрешении конфликтов,
взаимоотношениях с управляющими компаниями, проведении капитального ремонта
жилого фонда, повышении качества управления домами, использовании доступных
подходов к ресурсосбережению и энергоэффективности.
Информация о реализации информационной поддержки жилищно-коммунальной реформы в
рамках ФЦП «Жилище» недоступна гражданам, а организаторам слушаний не удалось
получить доступ к данным реализации этой программы. Представители Министерства
регионального развития РФ уклонились от участия в слушаниях.
Базовым принципом и критерием эффективности проведения информационной политики
должно стать «Информированное согласие» всех сторон по поводу тех или иных решений,
затрагивающих их интересы. Информированное согласие – новый подход к принятию
решений, в основе которого лежит принцип достаточной информированности и
этической обоснованности решений.
Принципиально новые подходы к вопросам управления жилищным фондом вызывают
необходимость проведения масштабных программ по профессиональному образованию,
жилищному просвещению, информационной поддержке нанимателей и собственников
жилья в Российской Федерации.
Особое место в этих процессах занимают организации гражданского общества,
которые зачастую реализуют посреднические функции между обществом и
государством, обществом и бизнесом, государством и бизнесом. Некоммерческие
организации могут и должны стать полноправным партнером власти в реализации
задач, направленных на эффективное реформирование в сфере жилищно-коммунального
хозяйства.
Отвечая на вопросы, заявленные на общественных слушаниях: «Как государство и
общество реализуют информационную политику в жилищной сфере?» и «Какие
направления информационной политики могут реализовываться через механизмы
взаимодействия и координации государственных и негосударственных учреждений?»,
участники Общественных слушаний предлагают:
в сфере жилищного просвещения: Министерству регионального развития РФ:
1. В целях повышения грамотности участников жилищных отношений, включая
собственников и нанимателей помещений в МКД, подготовить предложения
Правительству Российской Федерации о совместной с некоммерческим сектором
разработке раздела Федеральной целевой программы «Жилище» по информационному
сопровождению и просвещению участников жилищных отношений;
2. Подготовить предложения Правительству Российской Федерации о включении в
Федеральный закон 185-ФЗ дополнительного условия предоставления финансовой
поддержки за счет средств Фонда реформирования ЖКХ, которое будет стимулировать
разработку целевых региональных и муниципальных программ по жилищному
просвещению и информационному сопровождению реализации программ по капитальному
ремонту;
3. В целях повышения эффективности информационного сопровождения жилищной
реформы организовать и провести конкурсные программы для некоммерческих
организаций по жилищному просвещению населения при финансовой поддержке
Министерства регионального развития Российской Федерации;
4. Разработать механизмы по интегрированию успешных просветительских
технологий, разработанных и апробированных некоммерческими организациями,
предоставляющими услуги в сфере жилищного просвещения, в систему
государственных просветительских программ, в частности, в рамках Федеральной целевой
программы «Жилище»;
5. Способствовать развитию институтов жилищного просвещения в регионах (включая
учебные центры, Сеть школ жилищного просвещения, Тихоокеанскую коалицию
содействия реализации реформы ЖКХ в Дальневосточном федеральном округе, Всероссийскую
ассоциацию ТСЖ и ЖСК, Российскую ассоциацию нанимателей жилья и другие НКО,
занимающиеся просвещением в жилищной сфере).
6. Обобщить и распространить успешный опыт некоммерческих организаций по
сетевому межрегиональному сотрудничеству в сфере жилищного просвещения
населения;
7. Создать условия для использования экспертного потенциала общественного
сектора для подготовки и реализации просветительских программ, общественной
оценки эффективности деятельности по работе с населением в сфере жилищно-коммунальной
реформы;
8. В целях развития в России информационного сообщества, доступности
информации, установки оперативной обратной связи с населением подготовить
предложения Правительству РФ по развитию информационных ресурсов, позволяющих
достичь поставленные цели;
9. Во всех программах жилищного просвещения учитывать специфику малых городов и
сельских районов. Общественной Палате РФ:
10. Создать постоянно действующую рабочую группу при Комиссии Общественной
Палаты по местному самоуправлению и жилищной политике и Общественном совете при
Министерстве регионального развития Российской Федерации по взаимодействию с
некоммерческими организациями Российской Федерации в сфере жилищного
просвещения;
11. На постоянной основе организовать техническую и финансовую поддержку
некоммерческих организаций по жилищному просвещению населения через программу
президентских (государственных) грантов.;
12. Поддержать инициативу общественных объединений по созданию Гражданского
форума общественных объединений и организаций в жилищной сфере;
13. Наладить конструктивное взаимодействие в этой сфере между различными
комиссиями ОП, в том числе с Комиссией по образованию и науке. Региональной и муниципальной власти:
14. Разработать и внедрить целевые программы по жилищному просвещению
собственников и нанимателей жилья;
15. Усилить информационную работу с населением с целью разъяснения условий и
возможностей включения многоквартирных домов в перечни региональных
(муниципальных) адресных программ капитального ремонта;
16. Создавать условия по формированию некоммерческих ресурсных центров для
сервисной поддержки институтов собственников жилья в регионах Российской
Федерации за счет бюджетных средств. НКО, общественным и профессиональным
объединениям:
17. Активизировать взаимодействие с региональной властью и органами местного
самоуправления при формировании программ по жилищному просвещению;
18. Содействовать развитию при общественных советах (общественных палатах СФ и
городов) специализированных комиссий по взаимодействию с НКО по вопросам
жилищного просвещения;
19. Содействовать Сети школ жилищного просвещения, Тихоокеанской коалиции по
содействию реализации реформы ЖКХ в Дальневосточном федеральном округе,
Ассоциации ТСЖ и ЖСК, Российской ассоциации нанимателей жилья в продвижении интересов
НКО по вопросам их участия в представительских органах на федеральном уровне
(общественные советы, Общественная Палата РФ);
20. Сети школ жилищного просвещения, Тихоокеанской коалиции по содействию
реализации реформы ЖКХ в Дальневосточном федеральном округе, Ассоциации ТСЖ и
ЖСК, Российской ассоциации нанимателей жилья подготовить декларацию о создании
Гражданского форума общественных объединений и организаций в жилищной сфере с
целью осуществления общественного контроля реализации федеральных и региональных
программ в жилищной сфере, проведения инвентаризации деятельности самих
общественных объединений, продвижения стандартов управления жилищным фондом,
формирования экспертного и методического ресурса, обмена опытом, а также
лоббирования интересов организаций и реагирования на запросы региональных
общественных палат, осуществления эффективной практики общественных слушаний. в сфере профессионального образования:
Департаменту промышленности и инфраструктуры Правительства РФ:
1. Привлечь учебно-методические ресурсы ВУЗов Российской Федерации к подготовке
учебно-методических материалов для организации системы непрерывного
профессионального образования в сфере управления жилищным фондом на основе
государственных образовательных стандартов;
2. Внедрять инновационные методы по обучению управленческих кадров и
специалистов, представляющих все категории субъектов жилищных отношений;
3. Подготовить профессиональный экспертный корпус через проведение обучения
профессорско-преподавательского состава среди специалистов экономических,
юридических, социальных научных сообществ по вопросам общего и финансового
управления, маркетинга, права в сфере жилищного самоуправления.
в сфере информационной поддержки:
Департаменту промышленности и инфраструктуры Правительства РФ:
1. Способствовать развитию целевых программ по информационному обеспечению
населения по вопросам жилищно-коммунальной реформы (в том числе в рамках ФЦП
«Жилище» и национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам
России»);
2. Создать условия для формирования сообщества профессиональных СМИ в сфере
информационного освещения жилищных вопросов;
3. Обеспечить открытый доступ к информации по вопросам жилищно-коммунальной
реформы для населения Российской Федерации через систему поддержки профильных и
иных СМИ, работающих на рынке ЖКХ;
4. Подготовить и провести Всероссийское совещание СМИ России по проблемам
информационного сопровождения жилищно-коммунальной реформы при поддержке
Общественного совета при Министерстве регионального развития Российской
Федерации.
5. Содействовать популяризации жилищных праздников (День работника ЖКХ,
Европейский День соседей, Международный День жителя). Подготовить и провести
Общероссийский День соседей (используя опыт акции «Георгиевская ленточка»),
учитывая многонациональность населения, региональные особенности и специфику
сезонности;
6. Совместно с Общественной Палатой РФ, Федеральным агентством по печати и
массовым коммуникациям, Союзом журналистов РФ выступить организатором
профессиональных конкурсов, семинаров и конференций для журналистов по тематике
жилищного просвещения;
7. Сформировать Общероссийский реестр СМИ, специализирующихся на освещении
жилищной тематики и систематически публикующих качественные материалы по
жилищному просвещению. Содействовать в предоставлении СМИ, включенным в данный
реестр, льгот при внесении в общероссийские подписные каталоги, а также
рекомендовать указанные СМИ государственным, муниципальным и вузовским
библиотекам для подписки (по аналогии с «Российской газетой» и другими изданиями).
8. Организ