влечет наложение административного штрафа на граждан в
размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от
пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих
предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от
тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти
тысяч до двухсот тысяч рублей.
5. Повторное совершение административного
правонарушения, предусмотренного частью 3 или 4 настоящей статьи, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в
размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати
тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую
деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти
тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до
девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч
рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста
суток.
6. Нарушение требований пожарной безопасности,
повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества
либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в
размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока
тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот пятидесяти
тысяч до четырехсот тысяч рублей.
6.1. Нарушение требований пожарной безопасности,
повлекшее возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или
смерть человека, -
влечет наложение административного штрафа на
юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей или
административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
(часть 6.1 введена Федеральным законом от 01.12.2012 N
212-ФЗ)
7. Неисполнение производителем (поставщиком)
обязанности по включению в техническую документацию на вещества, материалы,
изделия и оборудование информации о показателях пожарной опасности этих
веществ, материалов, изделий и оборудования или информации о мерах пожарной
безопасности при обращении с ними, если предоставление такой информации
обязательно, -
влечет наложение административного штрафа на
должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на
юридических лиц - от девяноста тысяч до ста тысяч рублей.
8. Нарушение требований пожарной безопасности об
обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям -
влечет наложение административного штрафа на граждан в
размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от
семи тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста двадцати тысяч
до ста пятидесяти тысяч рублей.
Законопроект об ответственности за воспрепятствование
деятельности управляющей организации принят в первом чтении Государственной
Думой РФ в январе 2014 г.
Законопроектом предлагается дополнить перечень
административных правонарушений в области охраны собственности нарушением
требований законодательства о передаче технической документации на
многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким домом
документов.
Ответственность предполагается установить за отказ
от передачи технической документации на многоквартирный дом и иных
связанных с управлением таким домом документов управляющей организации,
товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, жилищно-строительному
кооперативу, иному специализированному потребительскому кооперативу, одному из
собственников помещений в многоквартирном доме или уклонение от передачи
таких документов указанным лицам.
Указанное правонарушение планируется наказывать административным
штрафом в размере:
·
для граждан
– от 2 тыс. до 5 тыс. руб.;
·
для
должностных лиц – от 30 тыс. до 40 тыс. руб.;
·
для юридических
лиц – от 150 тыс. до 200 тыс. руб.
За совершение административного правонарушения
должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за
аналогичное административное правонарушение предусмотрена дисквалификация на
срок от одного года до трех лет.
КТО ВОЗБУЖДАЕТ И РАССМАТРИВАЕТ ДЕЛА
ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАРУШЕНИЯХ В ЧАСТИ УПРАВЛЕНИЯ МНОГОКВАРТИРНЫМИ ДОМАМИ?
В соответствии со ст. 22.1. КоАП РФ дела об
административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом,
рассматриваются в пределах компетенции, установленной главой 23 настоящего
Кодекса:
- судьями (мировыми судьями);
- федеральными органами исполнительной власти, их
структурными подразделениями, территориальными органами и структурными
подразделениями территориальных органов, а также иными государственными
органами в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них
федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской
Федерации или Правительства Российской Федерации;
- органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации в случае передачи им полномочий Российской Федерации на осуществление
государственного контроля и надзора, указанными в главе 23 настоящего Кодекса;
Дела об административных правонарушениях,
предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, рассматриваются в
пределах полномочий, установленных этими законами:
- мировыми судьями;
- уполномоченными органами и учреждениями органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- административными комиссиями, иными коллегиальными
органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов Российской
Федерации;
КТО
РАССМАТРИВАЕТ ДЕЛА В ЧАСТИ УПРАВЛЕНИЯ МКД
Статья 23.13. Органы, осуществляющие
функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического
благополучия населения
Статья 23.34. Органы, осуществляющие государственный
пожарный надзор
Статья 23.55. Органы, осуществляющие государственный
контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от формы
собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников
помещений в многоквартирном доме, соответствием жилых помещений, качества,
объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям
1. Органы, осуществляющие государственный контроль за
использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от формы
собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников
помещений в многоквартирном доме, соответствием жилых помещений, качества,
объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям,
рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей
6.24 (в части курения табака в лифтах и помещениях общего пользования
многоквартирных домов), статьями 7.21 - 7.23, частью 1 статьи 7.23.1, частями 4
и 5 статьи 9.16 настоящего Кодекса
Возбуждение дела об административном
правонарушении
1.
Поводами к возбуждению дела об административном
правонарушении являются:
1) непосредственное обнаружение должностными
лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных
правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события
административного правонарушения;
2) поступившие из правоохранительных органов, а
также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от
общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие
события административного правонарушения;
3) сообщения и заявления физических и юридических лиц,
а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные,
указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением
административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27
настоящего Кодекса)
Вопросы, связанные с субъектом
правонарушения
В судебной практике выработан
следующий подход. Независимо от содержания договора между жильцами и
управляющей компанией последняя признается исполнителем коммунальных услуг.
Субъектом
правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП, является как исполнитель, так и
РО.
Таким образом, если
будет доказано, что именно действия РО привели к нарушениям в объеме и качестве
предоставленных услуг, то такая организация будет признана субъектом
правонарушения по ст. 7.23 КоАП РФ (Постановление ФАС ВСО от 01.12.2009 по делу
N А33-10772/2008, определение ВАС РФ от 30.03.2010 N ВАС-3046/10).
Сфера ответственности
УК и ТСЖ начинается там, где это предусмотрено эксплуатационными
характеристиками дома. Как правило, в местах подсоединения общедомовых приборов
учета к инженерным сетям. Далее распространяется сфера ответственности РО.
Поэтому в случае, если будет доказано, что поставляемый ресурс (например,
температура горячей воды, напряжение в электрической сети) не соответствует
установленным требованиям согласно прибору общедомового учета, это может стать
основанием для освобождения УК или ТСЖ от ответственности (см., например:
Постановление ФАС СЗО от 14.10.2010 N А21-673/2010).
Следует иметь в виду,
что бремя доказывания соответствия показателей приборов общедомового учета
установленным требованиям лежит на контролирующем органе. Поэтому если при
проведении проверки ГИВК не отразила показания таких приборов в акте проверки и
протоколе или протокол не соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, это может
быть основанием для того, чтобы судом было признано, что наличие объективной
стороны административного правонарушения не доказано (см., например:
Постановление ФАС ВВО от 10.03.2011 по делу N А79-7890/2010).
Вопрос о субъекте
ответственности также является основной проблемой, встречающейся в судебной
практике по делам об обжаловании постановлений о привлечении к административной
ответственности по ст. 7.22, 14.7, 14.8, 8.1 КоАП РФ.
Одной из наиболее
применяемых в сфере ЖКХ статей КоАП РФ является ст. 7.22 КоАП РФ («Нарушение
правил содержания и ремонта жилых домов и(или) жилых помещений»). Как правило,
по ней привлекается организация, заключившая с собственниками квартир в жилом
доме договор по содержанию и техническому обслуживанию общего имущества
многоквартирного жилого дома. Нарушения выражаются в неоказании или
ненадлежащем оказании услуг, предусмотренных Правилами содержания общего
имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от
13.08.2006 N 491 (далее – Правила N 491), Правилами и нормами технической
эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Госкомитета РФ по
строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее –
Правила N 170), нарушении требований Технического регламента, установленного ФЗ
от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент безопасности зданий и
сооружений».
Существуют противоречия
между нормами, регулирующими обязанность по содержанию имущества
многоквартирного дома. С одной стороны, согласно ст. 210 ГК РФ собственник
несет бремя содержания своего имущества. Согласно ст. 158 ЖК РФ бремя расходов
по содержанию общего имущества многоквартирного дома возлагается на
собственников. Согласно ст. 44, 46, 158 ЖК РФ для включения в договор работ и
услуг по содержанию общего имущества в многоквартирном доме требуется решение
общего собрания собственников помещений. Более того, в соответствии с письмом
Министерства регионального развития РФ от 14 октября2008 г. N 26084-СК/14 в
случае отсутствия таких решений общего собрания управляющая или подрядная
организация не вправе выполнять указанные услуги и работы и не может отвечать
за последствия невыполнения таких работ и услуг.
Однако собственники –
физические лица зачастую пренебрегают этой обязанностью: не разрешают на общих
собраниях вопрос о необходимости проведения ремонта; не оплачивают его
проведение и даже могут (порой вопреки обстоятельствам, здравому смыслу и
требованиям нормативных правовых актов) принять решение о том, что в проведении
такого ремонта нет необходимости.
С другой стороны,
согласно п. 2 ст. 161 ЖК РФ обязанность оказывать услуги по содержанию общего
имущества возлагается на основании договора на соответствующую организацию.
Согласно п. 16, 17 Правил N 491 обязанность по
содержанию общего имущества реализуется посредством заключения договора с
управляющей организацией. Согласно п. 42 Правил N 491
установлена ответственность управляющих организаций перед собственниками
помещений за нарушение своих обязательств, они несут ответственность за
надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством
Российской Федерации и договором.
Данный вопрос
стал предметом рассмотрения президиума ВАС РФ.
|