Объединённый Контроль Общественности
Форма входа
Календарь новостей
«  Июнь 2012  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Поиск
Друзья сайта
Четверг, 19.06.2025, 03:01
Главная » 2012 » Июнь » 21 » Нужна ли опломбировка индивидуального прибора учета?
Нужна ли опломбировка индивидуального прибора учета?
08:19
01.03.2012 О ТОМ, КТО ОБЯЗАН ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ВВОД В ЭКСПЛУАТАЦИЮ И ОПЛОМБИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРИБОРОВ УЧЕТА
В адрес АКЦ «Жилкомаудит» участились случаи обращения управляющих организаций за разъяснениями по вопросам, касающимся ввода в эксплуатацию и опломбирования индивидуальных приборов учета, а именно: обязана ли управляющая организация осуществлять опломбирование установленных потребителями приборов учета, составлять акт ввода указанных приборов учета в эксплуатацию, за чей счет должны проводиться соответствующие мероприятия? Рассмотрим как эти вопросы регулируются действующим законодательством.
Для того чтобы ответить на данные вопросы, прежде всего необходимо разобраться, что такое опломбирование средств измерений и что такое ввод средств измерений в эксплуатацию. Очень часто эти понятия отождествляют друг с другом. Между тем, ввод в эксплуатацию и опломбирование средств измерений (далее -приборов учета) это разные (хоть и взаимосвязанные между собой) понятия, и действия по вводу в эксплуатацию и опломбированию приборов учета, как правило, осуществляют разные лица.
Об опломбировании приборов учета Опломбирование прибора учета – это обеспечение одного из требований законодательства, которым должен соответствовать прибор учета для целей его применения. Требования к опломбированию приборов учета установлены ст. 9 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (далее – Закон №102-ФЗ), согласно которой к применению допускаются средства измерений, конструкция которых должна обеспечивать ограничение доступа к определенным частям средств измерений в целях предотвращения несанкционированных настройки и вмешательства, которые могут привести к искажениям результатов измерений. В указанных целях и осуществляется опломбирование приборов учета. Аналогичное требование содержится в п.41 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила пользования системами коммунального водоснабжения), согласно которому «средства измерений должны быть поверены и опломбированы организацией, имеющей соответствующую лицензию[1]. Неопломбированные средства измерений к эксплуатации не допускаются». То есть приборы учета на момент их ввода в эксплуатацию (в том числе после установки, замены, ремонта) должны быть не только поверены, но и опломбированы сразу же после поверки. Такое опломбирование осуществляют аккредитованные в установленном порядке лица, производящие поверку приборов учета, в том числе заводы-изготовители, производящие первичную поверку приборов учета при их выпуске из производства. Сохранность установленных на приборе учета пломб обеспечивают собственники этих приборов учета (пп. «г» п.52 Правил № 307, пп. «ж» п.21 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549; др.). То есть если установленная надлежащим образом пломба была повреждена или сорвана потребителем или иным лицом в процессе эксплуатации прибора учета, то опломбирование прибора учета может производиться опять же только после его предварительной поверки лицом, осуществляющим такую поверку. Стоимость опломбирования прибора учета заводом – изготовителем включается в стоимость самого прибора учета, а стоимость опломбирования прибора учета лицами, осуществляющими его периодическую поверку либо первичную поверку после выпуска прибора учета из ремонта – в стоимость поверки.
Помимо рассмотренных выше требований Закона №102-ФЗ к опломбированию непосредственно самих приборов учета, в ряде случаев законодательство предусматривает необходимость опломбирования мест присоединения приборов учета к сетям инженерно-технического обеспечения. Такое требование установлено пунктом 27 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N549 (далее - Правила поставки газа), согласно которому «определение объема потребленного газа по показаниям прибора учета газа осуществляется со дня установки поставщиком газа пломбы на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу. Установка пломбы на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, осуществляется при исправном состоянии прибора учета газа и наличии на приборе учета газа сохранной пломбы завода-изготовителя или организации, проводившей последнюю поверку». В пп. «б» п. 22 Правил поставки газа указано, что первичная установка такой пломбы осуществляется за счет поставщика газа, последующие (в том числе при восстановлении прибора учета газа после проведения поверки или ремонта) оплачиваются абонентом. При этом требования Правил поставки газа установлены в отношении общедомовых приборов учета и индивидуальных приборов учета, используемых при прямых договорных отношениях между собственниками помещений и газоснабжающими организациями. То есть, действующие правовые акты не содержат требование о необходимости опломбирования места присоединения прибора учета газа к сетям газопровода в отношениях между потребителями и исполнителями коммунальных услуг газоснабжения (управляющими организациями, ТСЖ), следовательно, индивидуальные приборы учета при таких отношениях не подлежат опломбированию исполнителем коммунальных услуг. Требование о дополнительном опломбировании приборов учета содержится также в п.7.4 Правил учета тепловой энергии, утвержденных Минтопэнерго Российской Федерации 12.09.1995 N Вк-4936 (далее - Правила учета тепловой энергии), согласно которому при допуске в эксплуатацию узла учета потребителя приборы узла учета тепловой энергии и теплоносителя пломбирует представитель энергоснабжающей организации. Кроме того, установка монтажной пломбы (дополнительное опломбирование прибора учета после его установки, например, на съемной крышке прибора учета) может потребоваться, если конструкция прибора учета и (или) схема подключения, указанная в техпаспорте этого прибора учета, требует такого рода опломбирования. В этом случае опломбирование прибора учета осуществляет лицо, его устанавливающее в счет платы за установку прибора учета.
Таким образом, опломбирование всех приборов учета осуществляют заводы-изготовители и лица, осуществляющие поверку приборов учета. Обязанность исполнителей коммунальных услуг (управляющих организаций и ТСЖ) и ресурсоснабжающих организаций дополнительно пломбировать индивидуальные приборы учета (а также места присоединения индивидуальных приборов учета к сетям) законодательством не предусмотрена, за исключением обязанностей: - теплоснабжающих организаций, осуществляющих поставку тепловой энергии в многоквартирные и жилые дома по прямым договорам с собственниками помещений, пломбировать установленные потребителями индивидуальные приборы учета тепловой энергии; - газоснабжающих организаций, осуществляющих поставку газа на обеспечение коммунально-бытовых нужд непосредственно гражданам, пломбировать места присоединения индивидуальных приборов учета газа к газопроводу. Действия управляющих организаций и ТСЖ по установке собственных пломб и взиманию за это дополнительной платы (навязыванию потребителям дополнительной платной услуги по опломбированию приборов учета, обусловливанию регистрации приборов учета потребителей их обязательным платным опломбированием) суды признают противоправными (например, решение Ленинского районного суда г. Саратова от 05.02.2008 г.). Аналогичного мнения придерживается ФАС РФ в Письме от 23.03.2011 N АГ/10186 "О рассмотрении обращения", в котором указывается следующее: «действующими нормативными актами не предусмотрена обязанность управляющих компаний по осуществлению деятельности по опломбировке приборов учета, а также выдаче технических условий. В этой связи граждане не ограничены в выборе лица, осуществляющего опломбировку приборов учета, и могут отказаться от данных услуг со стороны управляющей компании. В случае если в результате опломбирования приборов учета не управляющей компанией последняя будет ссылаться на это обстоятельство и осуществлять действия, ущемляющие потребителя ее услуг (в частности, отказываться принять показания таких приборов учета в качестве расчетных), то потребитель вправе защищать свои права предусмотренными законом способами (в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом по собственной инициативе и переизбрать управляющую компанию, а также обратиться в суд)». Мнение ФАС РФ о том, что граждане не ограничены в выборе лица, осуществляющего опломбирования приборов учета, считаем ошибочным, поскольку сама по себе опломбировка (как отдельная услуга) не производится, данную процедуру, как было отмечено выше, должны выполнять лица, чьи обязанности производить указанные действия установлены законодательно: - при выпуске прибора учета из производства или после поверки – заводы-изготовители и лица, осуществляющие поверку; - на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу - поставщики газа;
- при допуске в эксплуатацию приборов учета тепловой энергии – представители теплоснабжающих организаций;
- на месте установки прибора учета - лица, осуществляющие установку приборов учета, конструкция и (или) схема подключения которых требует установки монтажной пломбы.
Отметим, что в настоящее время широко распространена практика установки пломб на индивидуальных приборах учета электрической энергии поставщиками электрической энергии за дополнительную плату. При этом поставщики электрической энергии обосновывают свои действия нормами «Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей", утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 N 6, которыми установлено, что «поверенные расчетные счетчики должны иметь на креплении кожухов пломбы организации, производившей поверку, а на крышке колодки зажимов счетчика - пломбу энергоснабжающей организации». Однако указанные Правила распространяются на организации, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, индивидуальных предпринимателей, а также граждан - владельцев электроустановок напряжением выше 1000 В. Учитывая, что напряжение электроустановок в жилых помещениях значительно ниже 1000 В, то Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей, на которые ссылаются энергоснабжающие организации, не регулируют отношения электроснабжения с населением. Основанием для платного опломбирования поставщиками электрической энергии индивидуальных приборов учета может являться п.140 Правил № 530, в соответствии с которым «гарантирующий поставщик, энергосбытовая организация или сетевая организация (в случае заключения с потребителем договора оказания услуг по передаче электрической энергии) на основании соответствующих договоров с гражданами-потребителями обеспечивает за их счет установку, замену в случае выхода из строя, утраты или истечения срока эксплуатации, а также обслуживание (поверку, калибровку, замену) приборов учета, находящихся в собственности граждан-потребителей, если гражданин-потребитель не заключит договор на установку и (или) обслуживание его приборов учета с иным лицом». То есть действия энергоснабжающих организаций по платному опломбированию индивидуальных приборов учета будут правомерны только, только если такое опломбирование осуществляется в ходе поверок и калибровок приборов учета, проводимых энергоснабжающими организациями по договорам с гражданами-потребителями, заключаемыми последними в добровольном порядке. Установка впервые вводимых в эксплуатацию приборов учета, а также замена вышедших из строя приборов учета новыми приборами учета опломбирования таких приборов учета не требует, поскольку они выпускаются из производства уже опломбированными пломбой завода-изготовителя, а установка на квартирных приборах учета собственной пломбы поставщика электроэнергии, как уже было отмечено выше, законодательством не предусмотрена.
Между тем в отношении действий ресурсоснабжающих организаций по навязыванию потребителям дополнительной платной услуги по опломбированию установленных у них приборов учета (мест их присоединения) судебная практика не однозначна. В одних случаях суды признают данные действия противоправными, соглашаясь с мнением органов Федеральной антимонопольной службы РФ, согласно которому такие действия являются противоправными, приводящими к ущемлению прав граждан-потребителей коммунальных услуг (например, кассационное определение Пензенского областного суда от 03.06.2008 г. по делу №33-1004), в других случаях – нарушений законодательства в этом не усматривают (например, Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 21 сентября 2010 г. по делу N А66-3776/2009).
По мнению органов Федеральной антимонопольной службы РФ, действия ресурсоснабжающих организаций по навязыванию потребителям дополнительной платной услуги по опломбированию установленных у них приборов учета являются противоправными, приводящими к ущемлению прав граждан-потребителей коммунальных услуг (например, решение УФАС по Тверской области от 13.03.2009 N 03-6/1-124-2008).
О вводе приборов учета в эксплуатацию Ввод в эксплуатацию приборов учета– это документально оформленная в установленном порядке готовность средства измерений к использованию по назначению (ст.2 Закона N 102-ФЗ). То есть целью ввода прибора учета в эксплуатацию является документальное оформление соответствия установленного прибора учета (впервые установленного, установленного после ремонта, поверки, замены) требованиям законодательства. Следовательно, при вводе прибора учета в эксплуатацию проверяется, в том числе, и наличие пломбы на этом приборе учета (и на месте присоединения к сети в установленных случаях), как одно из требований законодательства к средствам измерений, которые могут быть допущены к применению. Согласно Закону N 261-ФЗ ввод в эксплуатацию индивидуальных приборов учета обеспечивают собственники этих приборов учета. При этом ни в Законе №261-ФЗ, ни в иных нормативных правовых актах не указано, кто обязан выполнять непосредственно сами действия по вводу в эксплуатацию индивидуальных приборов учета (документально оформлять соответствие приборов учета нормативным требованиям) и за чей счет. То есть данный вопрос в отношении индивидуальных приборов учета законодательно не урегулирован. Исключением являются нормы Правил учета тепловой энергии согласно которым: «7.1. Допуск в эксплуатацию узлов учета потребителя осуществляется представителем энергоснабжающей организации в присутствии представителя потребителя, о чем составляется соответствующий акт
7.6. Вызов потребителем представителя энергоснабжающей организации для оформления допуска узла учета потребителя осуществляется не менее чем за 5 дней до предполагаемого дня оформления узла учета, а решение о допуске в эксплуатацию должно быть принято не позднее чем через 10 дней с момента подачи заявки потребителем.
7.7. Перед каждым отопительным сезоном осуществляется проверка готовности узлов учета тепловой энергии к эксплуатации, о чем составляется соответствующий акт».

В ч.3 ст.19 Закона №261-ФЗ предусмотрено, что установка и ввод в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов могут осуществляться исполнителем энергосервисного договора (контракта) - в соответствии с условиями энергосервисного договора. То есть в данном случае закон допускает, что ввести в эксплуатацию прибор учета может лицо, его установившее. Однако данное допущение вызывает сомнение, поскольку: - лицо, устанавливающее прибор учета (если оно не является одновременно исполнителем коммунальных услуг или поставщиком ресурсов в отсутствие исполнителя коммунальных услуг) не является участником договорных отношений с потребителями коммунальных услуг и соответственно не использует данный прибор в целях коммерческого учета предоставленных коммунальных услуг; - у исполнителя коммунальных услуг (поставщика коммунальных ресурсов) отсутствуют какие-либо основания доверять (без надлежащего контроля со своей стороны) указанному лицу в том, что прибор учета установлен в соответствии с требованиями законодательства, и соответственно, исполнитель коммунальных услуг не обязан принимать «на веру» результаты ввода в эксплуатацию прибора учета, произведенного указанным лицом – тем более что для выполнения работ по установке приборов учета, а также их замене и ремонту в настоящее время не требуется какое-либо разрешение (лицензия, аккредитация и т.п.). Установить прибор учета может любое лицо, в т. ч. сам потребитель, а следуя указанной логике, потребитель (или иное лицо), ненадлежащим образом установив прибор учета либо установив ненадлежащий прибор учета, сам при этом может ввести его в эксплуатацию. Очевидно, что такой подход не отвечает интересам исполнителя коммунальных услуг. По-нашему мнению: Обеспечение собственниками приборов учета их ввода в эксплуатацию заключается в следующем: - соблюдение установленных законодательством требований, которым должны отвечать приборы учета для ввода их в эксплуатацию (в т. ч. наличие пломбы); - сообщение лицу, осуществляющему ввод приборов учета в эксплуатацию, о своих намерениях ввести установленный прибор учета в эксплуатацию (подача заявки на ввод прибора учета в эксплуатацию лицу, в чьи обязанности это входит);
- допуск лица, осуществляющего ввод прибора учета в эксплуатацию, в жилое помещение для выполнения указанных действий. Действия по вводу в эксплуатацию приборов учета должен осуществлять исполнитель коммунальных услуг (поставщик коммунальных ресурсов в отсутствие исполнителя) (либо уполномоченное или привлеченное им лицо) в счет платы за услуги по управлению многоквартирным домом (если исполнитель коммунальных услуг – управляющая организация) или платы за коммунальные услуги (при прямых отношениях с ресурсоснабжающей организацией), поскольку приборы учета используются обеими сторонами договора (управления либо на предоставление коммунальных услуг) в целях коммерческого учета и оплаты потребителями (собственниками приборов учета) предоставленных им исполнителем коммунальных услуг. То есть действия исполнителя коммунальных услуг (поставщика коммунальных ресурсов) по вводу приборов учета в эксплуатацию должны осуществляться без заключения на это отдельного договора и без взимания за это дополнительной платы. Необходимо отметить, что данная обязанность исполнителя коммунальных услуг в Правилах №307 не отражена. Однако сложившаяся судебная практика последних лет свидетельствует, что суды рассматривают потребителей в качестве менее защищенной стороны договора и трактуют положения Правил №307 не в пользу исполнителей коммунальных услуг. Суды исходят из того, что исполнитель коммунальных услуг обязан производить начисление платы за коммунальные услуги каждому потребителю в многоквартирном доме за фактический объем потребленных им ресурсов. Поскольку в расчетах за коммунальные услуги со всеми потребителями в многоквартирном доме (при наличии ОПУ и ИПУ) используется одна формула (№9), то размер платы для каждого потребителя поставлен в зависимость от правильности показаний ИПУ по остальным потребителям, одновременно задействованных в указанной формуле. Неблагоприятными последствиями для исполнителя коммунальных услуг в связи с применением им в расчетах за коммунальные услуги искаженных данных о показаниях ИПУ (отсутствие со стороны исполнителя контроля за наличием пломб на приборах учета, контроля за достоверностью снимаемых потребителями показаний ИПУ, за несанкционированным подключением отдельных потребителей в ВДИС), могут быть обращения в прокуратуру или в Роспотребнадзор добросовестных потребителей, чьи права будут нарушены в связи с применением в расчетах недостоверных данных о показаниях ИПУ (ст.14.7 КоАП РФ, предусматривающая ответственность за обсчет и иной обман потребителей).
Обращаем внимание, что Правилами N 354, прямо предусмотрено, что: - потребитель имеет право требовать от исполнителя совершения действий по вводу в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений (пп. «и» п.33); - исполнитель обязан осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета (пп. «у» п. 31). [1] В настоящее время поверочная деятельность не лицензируется. Согласно ст.13 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" поверку средств измерений осуществляют лица, аккредитованные в установленном порядке в области обеспечения единства измерений


материал перепечатан с Портала сепциалиста ЖКХ
http://www.cs-gkh.ru/detail.php?ID=5614
Просмотров: 8596 | Добавил: zhkh | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2025Бесплатный конструктор сайтовuCoz