В соответствии с Приказом от 23.10.2008 № 397 руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Г.Г. Онищенко, и дальнейшего обеспечения соответствующего взаимодействия с общественными объединениями потребителей в рамках соглашения между Роспотребнадзором и Союзом потребителей Российской Федерации от 21.09.2005 № 8 в столице Дальневосточного федерального округа г. Хабаровске 12-13 августа 2009 года состоялся региональный семинар - совещание для специалистов территориальных органов и организаций Роспотребнадзора по вопросам защиты прав потребителей в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг. Помимо представителей г. Хабаровска и Хабаровского края на семинар приехали представители Амурской, Еврейской автономии, Сахалинской и Магаданской областей, Республики Саха (Якутия). Приморье представлял Виктор Анатольевич Берников – заместитель начальника Отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю, юрист ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае". На региональное семинар – совещание была приглашена единственная некоммерческая организация не являющаяся Обществом защиты прав потребителей - ОО «ОКО», которой было предложено поделиться особенностями защиты прав потребителей в зависимости от способа управления многоквартирными домом. Перечень вопросов рассматриваемых на региональном семинаре-совещании по вопросам защиты прав потребителей в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг, достаточно большой. 1.Потребительские правоотношения в жилищной сфере. 2.Нормативное - правовое обеспечение защиты прав потребителей в жилищной сфере. 3.Особенности защиты прав потребителей в зависимости от способа управления многоквартирным домом. 4.Формы и методы защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг. 5.Гражданско- правовые механизмы защиты потребителей жилищно-коммунальных услуг. 6.Судебная защита, как основная форма защиты прав потребителей в жилищной сфере. Как выяснилось в процессе выступления представителей семинара - проблемы у всех одни, и самые большие проблемы, связаны с ОАО ДЭК. Проблема, связанная с установкой индивидуальными приборами учёта в центре внимания Прокуратуры, Управления Федеральной антимонопольной службы, Комитета по ценам и тарифам Правительства (Комитета по ценам и тарифам), Управление Федеральной службы по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю, которые совместно в течении почти двух лет выступали на защиту населения. Об этом рассказали прокуроры Прокуратуры Хабаровского края. В результате прокуратура Хабаровска провела проверку, сделав «неожиданный» вывод: платить за замену счетчиков должны сами… энергетики. Суть дела такова: оказывая гражданам на территории Хабаровского края услуги по ресурсоснабжению электрической энергией, и учитывая вышеназванные условия правовых актов, ОАО «ДЭК» в период 2008-2009гг. направило последним письма-предупреждения о необходимости самостоятельной замены ими счетчиков электрической энергии и за собственный счет. Именно такое толкование писем-предупреждений установлено антимонопольным органом, арбитражным судом. Хабаровское УФАС России при рассмотрении жалоб граждан-потребителей на действия ОАО «ДЭК» возбудило несколько дел о нарушении антимонопольного законодательства, которые были объединены в одно дело. Арбитражный суд первой инстанции Хабаровского края решил в удовлетворении требований ОАО «Дальневосточной энергетической компании» отказать. Таким образом, индивидуальные приборы учёта населению ОАО «ДЭК» обязано заменить в счёт полученных ранее средств, заложенные и оплаченные населением тарифы. Более того, Прокуратурой Хабаровского края обратилась за защитой прав неограниченного круга лиц на возмещение потребителям за установку индивидуального прибора учёта за свой счёт. Дела рассматриваются в судах. Итог не только поучителен был для представителей из названных регионов, но и дал своеобразный толчок для разрешения аналогичных проблем на представляемых на семинаре территориях. Общественный Совет представителей собственников помещений принял различные попытки для защиты населения – было досконально изучено законодательство, сделан подробный анализ сложившейся ситуации, две статьи разъяснения для населения по правомерности замены э/счетчиков за счет потребителей (см.: публикации в газете «Победа»). С 03.11.08 г. Общественным Советом проанализировано огромный перечень законодательства, судебная практика, направлены обращения УФАС, районную Прокуратуру, Генеральную Прокуратуру 09.05.09. Переписка – это пухлый том бумаг. Однако последний ответ из УФАС 10.04.09 г. - ОАО «ДЭК» предоставила информацию, что в п. Лучегорск такая надбавка не предусматривалась. Однако, поскольку тариф один на весь край, и если ОАО «ДЭК» не исполнило свои обязательства для всех потребителей, чем поставила в неравные условия, то обязана была предусмотреть такую надбавку. Плохо то, что объединения усилий со стороны различных структур, как в Хабаровском крае не наблюдается, однако ставить точку в этом деле рано, борьба продолжается, тем более к разрешению этого вопроса присоединится и Общественная палата района, предварительный разговор об этом шёл на последнем расширенном рабочем заседании и на котором мне было поручено заниматься этим вопросом.