Объединённый Контроль Общественности
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Категории каталога
Наши партнеры [15]
Новости [13]
Документы [3]
Заседания [1]
Школа собственников жилья [73]
Понедельник, 29.04.2024, 23:55
Главная » Статьи » Центр поддержки собственников в ЛГП » Школа собственников жилья

Аналитическая записка о состоянии жилищного просвещения в Приморском крае

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ

Исследование подтвердило гипотезу, что рост обращений граждан в жилищные надзорные и контрольные органы, а также в другие инстанции по поводу нарушения их жилищных прав в период 2020 - 2023 годы вызван не возросшей активностью и повышением уровня правовых знаний, а увеличением числа случаев нарушения их прав и их низким уровнем правовых знаний.

  • В исследуемый период с 01.01.2022 г. по 30.06.2023 г. в Приморском крае наблюдается рост нарушений прав потребителей жилищно-коммунальных услуг и наибольшее количество нарушений отмечено со стороны управляющих организаций и товариществ собственников жилья.
  • 70,1% респондентов имеют уровень знаний жилищного законодательства ниже среднего, что сопоставимо с оценкой три с минусом и ниже. Это дает основание полагать о том, что 70,1% жителей Приморского края не в состоянии ответственно осуществлять свои права и обязанности, качественно и профессионально принимать решения по управлению общим имуществом дома и в случае необходимости защищать свои права.
  • Уровень правовой защищенности жителей Приморского края, зависящий в том числе от возможности получить доступную правовую помощь и от уровня правовых знаний, за исследуемый период существенно снизился и находится на уровне, не гарантирующем получение доступных квалифицированных консультаций и помощи в защите жилищных прав для подавляющего большинства жителей края.
  • Подавляющему числу жителей края бесплатные или льготные услуги недоступны по причине их отсутствия в поселениях края, а на платные у них нет средств.
  • Количество проведенных мероприятий жилищного просвещения в муниципальных образованиях Приморского края не отвечает запросам жителей края и не в состоянии решать задачи по повышению уровня правовых знаний у потребителей жилищно-коммунальных услуг и защите их жилищных прав.
  • Наблюдается существенное снижение активности собственников помещений в вопросах участия в управлении общим имуществом дома, что в свою очередь существенно снижает качество принимаемых решений и соответственно качество управление домом и как результат - ухудшает уровень качества жизни.
  • На территории Приморского края будут наиболее востребованы мероприятия по жилищному просвещению, проводимые специалистами органов местного самоуправления и общественными организациями, а также ими совместно, как показал опыт организации жилищного просвещения в 2013-2020 годах и нынешний опыт в Пожарском округе Приморского края.
  • Наиболее эффективной в плане профилактики нарушений жилищного законодательства и защиты прав потребителей жилищных коммунальных услуг на данный момент является деятельность Государственной жилищной инспекции Приморского края. Однако

необходимо отметить, что в целом деятельность других субъектов жилищного надзора и контроля по защите жилищных прав жителей Приморского недостаточна и нуждается в ее развитии.

  • Жители Приморского края из числа одиноких пенсионеров, инвалидов, детей сирот, оставшихся без попечения родителей, участников СВО и членов их семей являются наиболее не защищенной группой в Приморском крае, не обладают необходимым минимумом знаний в вопросах ЖКХ для самостоятельной защиты своих прав, не имеют возможности получить правовую консультационную и практическую помощь непосредственно в районах проживания, а также большинство из них не подпадают под действие Федерального закона от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» и Закона Приморского края от 05.05.2012 № 31-K3 «Об обеспечении оказания юридической помощи на территории Приморского края» по причине их не соответствия критериям установленным названными законами
  • Институт жилищного просвещения и защиты жилищных прав граждан по состоянию на август 2023 года не в состоянии удовлетворить потребности жителей Приморского края в жилищном просвещении, юридических консультациях и практической помощи по защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг, и потому нуждается в его развитии и поддержке со стороны органов региональной власти и органов местного самоуправления.
  • В 2020-2023 годах в Приморском крае не произошло снижения количества жалоб жителей края на качество жилищно-коммунальных услуг и случаев нарушения прав потребителей жилищно-коммунальных услуг.
  • Существенно уменьшилось количество, а в ряде муниципальных образований полностью отсутствуют мероприятия, направленные на жилищное просвещение граждан, проводимые органами местного самоуправления и управляющими организациями. И это при том, что повышение уровня знаний жилищного законодательства является важным инструментом защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг и развития жилищно- коммунальной отрасли в целом.
  • В Приморском крае, как и по всей России, приостановлена деятельность исполнительных органов краевой власти и органов местного самоуправления по созданию условий для формирования и деятельности сети общественных организаций в целях оказания содействия уполномоченным органам в осуществлении контроля за выполнением организациями коммунального комплекса своих обязательств, предусмотренная п. ж) Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг".
  • Система непрерывного жилищного просвещения, консультирования и защиты прав в Приморском крае успешно выполняющая свои функции в 2023 - 2019 г. прекратила свою деятельность на период ковидных ограничений и не возобновила ее после снятия ограничений.
  • Центры поддержки собственников жилья в муниципальных образованиях созданные в 2016 году в рамках соглашения о сотрудничестве в вопросах реализации комплекса мер

(дорожной карты) по развитию жилищно-коммунального хозяйства Приморского края, утвержденного распоряжением администрации Приморского края № 9ра от 23.01.2015 г. в части создания и поддержки деятельности Центров поддержки собственников в муниципальных образованиях, между Департаментом по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края, ИМЦ «Тихоокеанский проект» и главами 24 муниципальных образований прекратили свою деятельность с момента введения ковидных ограничений и по настоящий момент свою деятельность не возобновили.

  • В муниципальных образованиях прекращена практика разработки и реализации планов жилищного просвещения и оказания консультационных услуг для граждан.
  • Прекращена практика проведения управляющими организациями Приморского края информационных и обучающих семинаров для собственников жилья.
  • При этом отмечаем положительную роль в повышении квалификации специалистов управляющих организаций, ТСЖ и активных граждан, эпизодически проводимых ЦДО АКАТО на платной основе семинаров в городе Владивостоке.
  • Подавляющее большинство жителей Приморского края не имеет возможности принимать участие в онлайн семинарах.
  • В плане жилищного просвещения, оказания консультационных услуг, профилактик нарушений и защиты жилищных прав жителей Приморского края деятельность общественных, некоммерческих организаций является наиболее востребованной, доступной и эффективной. Однако на территории края действует только одна организация, на местном уровне - три, которых явно недостаточно, чтобы удовлетворить спрос на их услуги.
  • Не получило своего развития на территории края создание общественных объединений Советов многоквартирных домов и Товариществ собственников жилья, которые в состоянии осуществлять деятельность по жилищному просвещению, профилактике нарушений и защите жилищных прав членов объединения, а также осуществлять общественный жилищный контроль.

Изменить ситуацию и придать ей положительную динамику, не дожидаясь поворота внимания государства и его структур к проблеме защиты жилищных прав, повышения уровня знаний потребителей жилищно-коммунальных услуг, жилищного просвещения, приближающейся к критической отметке, возможно в ближайшие два года используя проектный подход и тиражируя опыт успешных проектов, поддержанных Фондом президентских грантов, реализованных в Приморском крае ИМЦ «Тихоокеанский Проект» и на территории Пожарского округа Общественной организации «ОКО» объединенный контроль общественности Пожарского района.

РЕКОМЕНДАЦИИ

На основании проведенного исследования состояния жилищного просвещения и защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг в Приморском крае и с учетом проектного опыта ИМЦ «Тихоокеанский Проект» и Общественной организации «ОКО» объединенный контроль общественности Пожарского района в 2022-2023 г. предлагаем следующие решения, внедрение которых в состоянии существенно повысить уровень правовой защищенности жителей Приморского края, уровень их знаний в вопросах ЖКХ, осознанного и грамотного управления общим имуществом многоквартирных жилых домов.

  • Принятие и реализация концепции по повышению знаний в вопросах ЖКХ жителей Приморского края и краевой целевой программы по жилищному просвещению собственников и нанимателей жилых помещений - будет идеальным решением Правительства Приморского края.
  • Создание при Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Общественного совета по вопросам ЖКХ и рабочей группы по жилищному просвещению и защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг.
  • Применять проектный метод, как самый перспективный способ решения задач по повышению уровня правовой защищенности жителей Приморского края и уровня их знаний в вопросах ЖКХ.
  • Провести установочный форум ЖКХ, посвященный вопросам жилищного просвещения, защиты жилищных прав жителей Приморского края с участием представителей СОНКО в сфере ЖКХ, ГЖИ Приморского края, прокуратуры, Уполномоченного по правам человека, СМИ и др. И в дальнейшем проводить аналогичные форумы не реже 2-х раз в год.
  • С целью передачи опыта (тиражирования), полученного в ходе реализации проектов «Внесудебная и судебная защита прав потребителей жилищно-коммунальных услуг в Приморском крае» и «Школа собственников жилья» провести в городе Владивостоке краевой семинар для представителей специалистов органов МСУ и СОНКО в сфере ЖКХ. Далее в г. Спасск-Дальний, Кавалерово, Фокино провести аналогичные кустовые семинары.
  • Администрации Пожарского муниципального округа и Общественной организацией «ОКО» объединенный контроль общественности Пожарского района и руководителю Пожарского муниципального округа рекомендовать разработать методические рекомендации и презентацию по организации и проведению жилищного просвещения и защиты жилищных прав граждан.
  • Органам местного самоуправления Приморского края тиражировать в муниципальных образованиях лучший опыт Пожарского района по организации и проведении жилищного просвещения жителей округа.
  • Возобновить практику органов МСУ по разработке и реализации планов жилищного просвещения и защиты жилищных прав граждан в каждом муниципальном образовании Приморского края. В связи с динамично изменяющимся жилищным законодательством в планах предусмотреть проведение информационных и обучающих семинаров с периодичностью не менее одного в квартал. Включить в планы проведение консультаций

жителей специалистами МСУ не реже одного дня в месяц. Особый акцент сделать на обучение жителей муниципальных образований правилам и практикам организации и проведения общих собраний собственников помещений в форме заочного голосования с использованием системы.

  • С целью исполнения Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» в части создания сети общественных организаций в целях оказания содействия уполномоченным органам в осуществлении контроля за выполнением организациями коммунального комплекса своих обязательств возобновить практику создания и деятельности центров поддержки собственников жилья в муниципальных образованиях Приморского края, включая в состав центров специалистов МСУ, представителей управляющих организаций, активистов общественного жилищного контроля.
  • На базе общественных некоммерческих организаций, чья деятельность связана с жилищным просвещением, профилактикой нарушений в сфере ЖКХ и защитой жилищных прав граждан организовать на постоянной основе консультации по телефону горячей линии и прием обращений по фактам нарушений прав потребителей жилищно-коммунальных услуг.
  • Продолжить практику мониторинга и оказания методической помощи органам МСУ в реализации планов жилищного просвещения и защиты жилищных прав граждан. Проводить с этой целью выездные совещания с участием специалистов органом МСУ, управляющих организаций, центров поддержки собственников жилья и активистов общественного жилищного контроля.
  • Особое внимание уделять жителям Приморского края из числа одиноких пенсионеров, инвалидов, детей сирот, оставшихся без попечения родителей, участников СВО, членов их семей и пострадавших от наводнений в 2023 году, предоставляя им адресную практическую помощь в решении проблем, связанных с жилищно-коммунальными услугами и защитой жилищных прав.
  • Проводить два раза в год конкурсы и подводить итоги лучших муниципальных практик жилищного просвещения и защиты жилищных прав граждан в рамках деловых программ международной выставки «Город» в г. Владивостоке.
  • Организовывать и проводить силами СОНКО выездные семинары и консультации для жителей муниципальных образований Приморского края.
  • Активизировать деятельность проекта «Школа управдом» в городе Владивостоке.
  • Предложить управляющим организациям Приморского края возобновить практику проведения регулярных мероприятий, направленных на повышение уровня знаний жилищного законодательства и способов защиты жилищных прав граждан.
  • Повышать активность и вовлеченность в вопросы ЖКХ жителей Приморского края путем формирования института общественного жилищного контроля.
  • Необходимо повысить роль СМИ в информировании жителей приморского края о лучших практиках жилищного просвещения и защиты жилищных прав граждан. Для этой цели провести круглый стол по этим вопросам с представителями СМИ.

В 2023 г. вновь стали актуальными подготовленные Министерством регионального развития Российской Федерации (Письмо от 2 апреля 2012 г. N 7435-АП/14) Методические рекомендации по проведению информационно-разъяснительной работы с гражданами по вопросам прав и обязанностей потребителей коммунальных услуг и Рекомендации по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления мониторинга ситуации в жилищно-коммунальном хозяйстве, включая проведение информационно­разъяснительной работы с гражданами по вопросам прав и обязанностей потребителей коммунальных услуг и созданию системы общественного контроля с участием объединений защиты прав потребителей, общественных организаций и иных некоммерческих организаций для систематизации работы с обращениями граждан. Ниже приводим некоторые выдержки из рекомендаций:

  • Разработка плана информационно-разъяснительной работы с гражданами по вопросам прав и обязанностей потребителей коммунальных услуг.
  • Проведение социологических опросов по вопросам, связанным с обеспечением населения коммунальными услугами.
  • Организация работы по разъяснению законодательства о правах и обязанностях потребителей и поставщиков коммунальных услуг.
  • Организация работы "горячей линии" телефонной связи с руководством субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по вопросам нарушений в поставках коммунальных услуг.
  • Обучение руководителей советов домов, кооперативов, товариществ собственников жилья вопросам взаимодействия с поставщиками коммунальных услуг, знанию своих прав и обязанностей в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, региональными и местными нормативными и правовыми актами.
  • Участие представителей региональной и местной администраций, государственных жилищных инспекций в работе общих собраний жителей многоквартирных домов.
  • Информирование потребителей коммунальных услуг о мерах по контролю управляющих компаний, кооперативов, товариществ собственников жилья, поставщиков по вопросам оплаты коммунальных услуг в соответствии с действующими тарифами и за исполнением поставщиком коммунальных услуг своих обязанностей со стороны представителей региональной и местной администраций, государственных жилищных инспекций.
  • Мониторинг рынка качества управления жилищным фондом в целях получения в короткие сроки объективной информации о состоянии рынка управления жилищным фондом.
  • Создании системы общественного контроля с участием объединений защиты прав потребителей, общественных организаций и иных некоммерческих организаций для систематизации работы с обращениями граждан.
  • С этой целью организации системы общественного контроля рекомендуем создать при высшем исполнительном органе субъекта Российской Федерации координационный и совещательный орган - Общественный совет по проблемам жилищно-коммунального хозяйства.
  • Соответствующую работу по созданию Общественных советов целесообразно организовать во всех муниципальных образованиях субъекта Российской Федерации.
  • Создании системы общественного контроля с участием объединений защиты прав потребителей, общественных организаций и иных некоммерческих организаций для систематизации работы с обращениями граждан.
  • С этой целью организации системы общественного контроля рекомендуем создать при высшем исполнительном органе субъекта Российской Федерации координационный и совещательный орган - Общественный совет по проблемам жилищно-коммунального хозяйства.
  • Соответствующую работу по созданию Общественных советов целесообразно организовать во всех муниципальных образованиях субъекта Российской Федерации.

 

Категория: Школа собственников жилья | Добавил: Svetlana (28.09.2023)
Просмотров: 45 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz