Новостной выпуск портала «Городское хозяйство и ЖКХ»
В настоящее время в жилищно-коммунальном комплексе Смоленской области, как и во всей Российской Федерации, сложилась крайне неблагоприятная ситуация, проявляющаяся в т. ч. в накоплении чрезвычайно больших сумм задолженности управляющих организаций (УО) перед ресурсоснабжающими (РСО). Чтобы содействовать разрешению данной ситуации, Главное управление "Государственная жилищная инспекция Смоленской области” (Госжилинспекция) в 2011 г. начало работу по ежемесячному мониторингу ситуации с погашением задолженностей УО перед РСО за поставленные коммунальные ресурсы и поиску путей ее уменьшения. Накопление долгов приводит к недофинансированию деятельности РСО и, как следствие, предоставлению некачественных услуг населению. И если количество должников будет расти, то это скажется на благополучии добросовестных граждан. Если проблема неплатежей не будет решена в ближайшее время, накопление долгов достигнет такого уровня, что РСО не смогут поддерживать работоспособность систем жизнеобеспечения. Это чревато техногенными катастрофами, ростом социальной напряженности. Следует отметить, что около 75% платежей населения в УО – это "транзитные” платежи, предназначенные для оплаты коммунальных ресурсов РСО, еще около 5% – также "транзитные” платежи, предназначенные для оплаты таких услуг, как вывоз твердых бытовых отходов, обслуживание внутридомового газового оборудования, техническое обслуживание лифтов, и других услуг, оказываемых привлекаемыми подрядными организациями. При этом и РСО, и подрядные организации выставляют УО счета-фактуры за оказанные ими услуги (выполненные работы) на полные суммы стоимости данных услуг (работ) без учета фактической собираемости платежей жильцов управляемых многоквартирных домов (МКД). По расчетам специализированных агентств, если коэффициент собираемости платы за ЖКУ достигает размера 0,9, УО абсолютно объективно, без каких-либо противоправных действий со стороны их руководства попадают в катастрофическую финансовую ситуацию, в предельно короткие сроки приводящую их в состояние неплатежеспособности. УО в указанных условиях предпочитают недоплачивать РСО (в сумме недополученных от жильцов средств), а не накапливать долги перед другими категориями кредиторов, так как в последнем случае деятельность любой из них будет прекращена в течение двух-трех месяцев. Кроме того, на основании договора между УО и собственниками помещений граждане обязаны оплачивать коммунальные услуги по счетам, выставленным исполнителями коммунальных услуг (УО). Денежные средства должны поступать в УО, что повлечет за собой включение в налогооблагаемую выручку всех средств, полученных от собственников помещений (в т. ч. платы за коммунальные услуги), что может лишить УО права на применение упрощенной системы налогообложения (а следовательно, увеличить затраты УО и ухудшить ее финансовое положение). Если отношения между собственниками помещений и УК более-менее регулируются нормами права (постановление Правительства РФ № 307), то отношения между УК и РСО – нет.
Пример
МКД не оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, а его помещения – индивидуальными приборами учета тепловой энергии. В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг, утв. постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 (Правила), УО предъявляет счета жителям дома, исходя из нормативов потребления тепловой энергии. Однако РСО может выставлять счета УО в соответствии с так называемым фактическим объемом потребленной тепловой энергии, определенным либо расчетным путем (исходя из кубатуры здания), либо по показаниям прибора учета, установленного на тепловом пункте. Зачастую счета РСО, выставляемые таким образом, значительно превышают плату за отопление исходя из нормативов потребления. Разница в оплате является убытком УО.
В соответствии с п. 8 Правил условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с РСО с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации. Также Правилами установлено, что разъяснения по их применению дает Минрегион России. В соответствии с его разъяснениями от 13.02.2007 № 2479-РМ/07 положения п. 8 Правил направлены на обеспечение соответствия условий договоров о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемых исполнителем коммунальных услуг с РСО, и основанных на Правилах обязательств исполнителей перед собственниками помещений МКД и другими потребителями. Требование п. 8 Правил распространяется на необходимость соответствия Правилам условий договоров на приобретение коммунальных ресурсов, в частности, регулирующих условия оплаты коммунальных ресурсов, в т. ч. условия и порядок расчета, внесения, изменения размера платы за подачу коммунальных ресурсов ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность. На основании п. 8 Правил исполнитель коммунальных услуг вправе требовать установления паритетных, соответствующих указанным Правилам условий договоров с РСО по соглашению сторон, а при отсутствии такого соглашения – в судебном порядке. Таким образом, при начислении платы за коммунальные услуги РСО также должны руководствоваться постановлением Правительства РФ № 307. При отказе РСО данный вопрос может решиться только в судебном порядке.
новость перепечатана из рассылки Портала Городское хозяйство и ЖКХ