КОНЦЕПЦИЯ
Федеральной целевой программы
по жилищному просвещению граждан (собственников и нанимателей)
I. Характеристика
проблемы
В
соответствии с принятым в 2004 году Жилищным кодексом РФ, а также Федеральным
законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и
муниципального имущества» были изменены правовые основы управления
многоквартирными домами, определены механизмы управления многоквартирными
домами, закреплены права и обязанности участников жилищных отношений, а также
начался процесс формирования института собственников жилья.
На
сегодняшний день была сформирована достаточно объемная нормативно-правовая база,
регулирующая отношения по предоставлению не только жилищных, но и коммунальных
услуг.
Создание
новых правовых условий и обозначение собственника помещения в многоквартирном
доме в качестве центрального звена, принимающего решения, не повлекло за собой реализацию
поставленных принципов на практике. Несмотря на изменение законодательства, на
попытку сместить фокус в сторону частной собственности и ответственности,
собственники, в большинстве своем, остаются «квартиросъемщиками». Тем временем
в России уже приватизировано около 87 процентов жилья.
Неучастие
собственников помещений в многоквартирном доме в вопросах, связанных с
управлением этим домом, а также с содержанием общего имущества дома приводит
порой к невозможности реализации и выполнения норм действующего
законодательства ответственными за предоставление жилищно-коммунальных услуг, к
конфликтам, к злоупотреблениям и, как следствие, к необоснованному росту цен на
жилищно-коммунальные услуги, обветшанию жилья и низкому уровню доверия жителей
к институту ТСЖ и управляющих организаций. Традиционное решение конфликтов
через жалобы жителей в органы власти в свою очередь приводит к высоким
трансакционным издержкам самого Государства.
Основной
причиной этой проблемы является непросвещенность граждан в вопросах содержания и
управления общим имуществом многоквартирного дома. Для того, что бы
собственники вышли из класса «квартиросъемщиков», необходимо разработать меры системного
характера по пропаганде, разъяснению и обучению собственников жилья. В Российской Федерации
сегодня отсутствует система непрерывного жилищного просвещения взрослых, не
сформирован комплекс ее ресурсного, нормативно-правового и
организационно-методического обеспечения.
Актуальность
разработки Программы жилищного просвещения обусловлена не только нарастающим
объемом запроса граждан на разрешение жилищных вопросов, но и государственными
инициативами, связанными с энергосбережением и проведением капитального ремонта
многоквартирных домов.
Реализация жилищной реформы в полной мере
невозможна без активного участия в ней собственника помещения в многоквартирном
доме.
II. Основные цели и
задачи Программы
Основной целью Программы является
формирование института ответственного собственника жилья путем осуществления
регулярных общественно-государственных, социально-ориентированных мероприятий,
направленных на формирование знаний в жилищной сфере и удовлетворение жилищных
потребностей в интересах личности, гражданского общества и правового
государства.
Основными
задачами Программы являются:
- повышение уровня информированности жителей о
действующем законодательстве в сфере жилищно-коммунального хозяйства, об их
правах и обязанностях;
- создание условий для системного вовлечения
жителей в принятие решений по вопросам управления и содержания общей
собственности многоквартирного дома;
- обеспечение реализации государственной
политики и норм жилищного законодательства.
III. Мероприятия
Программы
Мероприятия
Программы направлены на реализацию поставленных целей и задач Программы и
включают в себя:
- создание инфраструктуры для проведения
мероприятий по жилищному просвещению;
- запуск механизмов непрерывного вовлечения
собственников и нанимателей в процесс жилищного просвещения и организация
систематических мероприятий;
- создание системы государственно-частного
партнерства для поддержки инфраструктуры жилищного просвещения.
IV. Ресурсное
обеспечение Программы
Предполагается, что программа
будет построена на принципах государственно-частного партнерства. Основное финансирование будет осуществляться из средств
федерального бюджета при софинансировании из бюджетов регионального и местного
уровня, а также со стороны бизнеса сферы ЖКХ. Институтом развития и основным
оператором для системы жилищного просвещения может стать Фонд содействия
реформированию ЖКХ.
V. Механизм
реализации Программы
Создание, запуск и последующая поддержка
инфраструктуры по внедрению технологий жилищного просвещения в территориях РФ.
Технологии
жилищного просвещения – способ организации практической деятельности,
совокупность приемов, процедур с использованием специальных технических,
организационных, информационных средств, направленных на повышение жилищной
культуры и достижение заданного результата, имеющие потенциал воспроизведения.
Совокупность технологий составляют (но не
ограничиваются):
1. технологии взаимодействия с населением;
2. технологии взаимодействия с органами власти;
3. технологии межсекторного взаимодействия
(бизнес-государство-НКО);
4. технологии, обеспечивающие развитие
специализированных НКО;
5. технологии развития сетевого взаимодействия.
VI. Оценка
социально-экономической эффективности Программы
Оценка социально-экономической эффективности
Программы может производиться на основе количественных и качественных показателей,
например:
- сокращение количества жалоб со стороны
населения;
- сокращение количества предписаний
ответственным за предоставление жилищно-коммунальных услуг;
- улучшение состояния жилищного фонда;
- и пр.
|