В соответствии со ст. 8 ЖК РФ требования
Жилищного кодекса РФ к жилищным отношениям, связанным с ремонтом, имеют
приоритет над нормами других нормативных правовых актов.
Принятие решений о реконструкции
многоквартирного дома (в т. ч. с расширением или надстройкой), строительстве
хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, ремонте общего
имущества в многоквартирном доме относятся к компетенции общего собрания
собственников помещений в многоквартирном доме (далее – собственник (и)
помещения (й)) (п. 1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ). Принятие решения о реконструкции
многоквартирного дома или ремонте общего имущества в многоквартирном доме, где
индивидуально определенные помещения (не являющиеся помещениями общего
пользования) принадлежат двум и более различным собственникам, не входит в
компетенцию органов местного самоуправления (ОМС) или органов государственной
власти.
Согласно п. 2 ст. 12 ЖК РФ установление
требований к жилым помещениям, их содержанию, содержанию общего имущества
собственников в многоквартирных домах относится к компетенции органов
государственной власти Российской Федерации, а у регионов и муниципалитетов
такой компетенции нет. Региональное или муниципальное регулирование требований
к состоянию многоквартирных домов и необходимости их капитального ремонта не
является правомерным, так как вопросы технического регулирования на основании
ст. 4 Федерального закона от 27.12-02 № 184-ФЗ "О техническом
регулировании" определяются федеральными законами и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации. В соответствии со ст. 8 ЖК РФ требования
Жилищного кодекса РФ к жилищным отношениям, связанным с ремонтом, имеют
приоритет над нормами других нормативных правовых актов.
Согласно ч. 2 ст. 65 ЖК РФ наймодатель
(собственник жилого помещения государственного или муниципального жилищного
фонда в лице действующего от его имени уполномоченного государственного органа
или ОМС либо управомоченное им лицо) обязан наравне с другими собственниками
участвовать в надлежащем содержании и ремонте общего имущества в
многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение, а
также самостоятельно и за свой счет осуществлять его капитальный ремонт.
Государственные органы или ОМС по закону не обязаны финансировать капитальный
ремонт помещений, по площади превышающий их долю в общем имуществе.
Собственник помещения обязан нести расходы
на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на
содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в
праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и
ремонт жилого помещения (ч. 1 ст. 158 ЖК РФ). Эта норма основана на положениях
ст. 210 "Бремя содержания имущества" ГК РФ, ч. 3 ст. 30 "Права и
обязанности собственника жилого помещения" и ст. 39 "Содержание
общего имущества в многоквартирном доме" ЖК РФ.
Перечень вопросов, относящихся к компетенции общего
собрания собственников помещений в многоквартирном доме, и количество голосов, необходимое
для принятия решений по ним
№ п/п
Вопросы,
относящиеся к компетенции общего собрания
Количество
голосов, необходимое для принятия решения
1
Принятие
решения о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением
или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий,
сооружений, ремонте общего имущества в многоквартирном доме (п.1 ч.2 ст.44 ЖК
РФ)
Не менее
двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в
многоквартирном доме
3
Принятие
решений о передаче в пользование общего имущества в многоквартирном доме (п.3
ч.2 ст.44 ЖК РФ, п.4 ст.36 ЖК РФ)
Не менее
двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в
многоквартирном доме
Согласно изменениям, к
вопросам местного значения поселения и городского округа относится выдача
разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при
осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов
капитального строительства, расположенных соответственно на территориях
поселений и территориях городских округов (Федеральный закон от 15.06.2007 №
100-ФЗ «О внесении изменений в статьи 14, 15, 16 Федерального закона «Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Опубликован в «Собрании законодательства РФ» 18.06.2007, № 25).
Необходимо ли проводить
государственную экспертизу проектной документации при капитальном ремонте и как
определить, затрагивают ли выполняемые в процессе капитального ремонта работы
конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов
капитального строительства?
Согласно части 1 статьи 49
Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация объектов
капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполняемых для
подготовки такой проектной документации, подлежат государственной
экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей.
Частью 2 статьи определено, что проектная документация представляет собой
документацию для обеспечения строительства, реконструкции, капитального ремонта
объектов капитального строительства, если при его проведении затрагиваются
конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального
строительства.
По мнению Росстроя, при
капитальном ремонте всегда затрагиваются конструктивные и другие характеристики
надежности и безопасности объектов капитального строительства. В этой связи подготовлены соответствующие поправки в
Градостроительный кодекс Российской Федерации. Таким образом, нормы
Градостроительного кодекса Российской Федерации равнозначно применяются в
отношении проектной документации, предназначенной для строительства,
реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства.