Постановление Правительства РФ от 15.05.2013 N 416
"О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными
домами"
У лиц,
управляющих многоквартирными домами, появятся новые обязанности
30 мая
вступают в силу Правила осуществления деятельности по управлению
многоквартирными домами (утв. Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N
416; далее - Правила). Данные Правила предусматривают дополнительные
обязанности для лиц, осуществляющих соответствующую деятельность. В зависимости
от способа управления домом такими лицами являются управляющие организации,
застройщики - управляющие организации, товарищества собственников жилья,
специализированные потребительские кооперативы (далее - кооперативы) либо собственники.
В частности,
установлены требования к организации аварийно-спасательного обслуживания, к
подготовке документации, утверждаемой общим собранием собственников помещений в
многоквартирном доме. Правилами
также определен порядок передачи технической документации на многоквартирный
дом и иных документов, связанных с управлением домом, в случае перехода
обязанностей по управлению к другим лицам.
Подготовка
документов для проведения общего собрания собственников помещений в
многоквартирном доме
Правилами
определено, что управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением
ряда стандартов. Одним из них является подготовка предложений по вопросам
содержания и ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирном
доме. В Правилах
перечислены предложения, которые должны в рамках данного стандарта
разрабатываться для вынесения на обсуждение общим собранием собственников: о
проведении капитального ремонта, о передаче объектов общего имущества в
пользование на возмездной основе и др.
Отметим, что
в нормах, касающихся содержания и ремонта общего имущества (подп. "в"
п. 4 Правил), не указан субъект, который обязан осуществлять подготовку
соответствующих предложений. Полагаем, что эти обязанности могут быть возложены
на управляющую организацию (иное лицо, управляющее домом), а также на собственников
помещений.
Правила
содержат требования к подготовке только одного из документов, представляемых на
утверждение собственниками помещений в многоквартирном доме, - проекта перечня услуг и работ по
содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Его должна
будет разрабатывать управляющая организация, ТСЖ, кооператив или один из
собственников (при
непосредственном управлении домом, осуществляемом собственниками). Разработчик
будет обязан провести техническое обследование состояния многоквартирного дома
и по требованию собственников представить акт такого обследования. Отметим, что
в Правилах не указано, с какой периодичностью данный проект должен
разрабатываться.
Напомним,
что ежегодное проведение общего собрания является обязанностью собственников
помещений в многоквартирном доме (ст. 45 ЖК РФ). При этом все организационные
вопросы по проведению такого собрания решают собственники жилых помещений.
Однако Правила
устанавливают одно исключение: данные функции возлагаются на управляющую
организацию, если в договоре управления многоквартирным домом предусмотрено
соответствующее положение.
Аварийно-диспетчерское
обслуживание
Согласно Правилам
управляющие организации, застройщики - управляющие организации, ТСЖ и
кооперативы обязаны
обеспечивать аварийно-диспетчерское обслуживание многоквартирного дома. Они
могут как самостоятельно создавать аварийно-диспетчерские службы, так и
заключать договоры об оказании соответствующих услуг сторонними организациями.
Постановлением
Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 были утверждены Правила оказания услуг и
выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего
имущества в многоквартирном доме, в которых указано, что обеспечивать работу
аварийно-диспетчерских служб должны лица, ответственные за содержание и ремонт
общего имущества в многоквартирном доме. В новых Правилах разъясняется, в чем заключается данная
обязанность.
В соответствии с Правилами аварийно-диспетчерские
службы обязаны осуществлять повседневный (текущий) контроль за работой
внутридомовых инженерных систем многоквартирных домов, регистрацию и выполнение
заявок собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах об
устранении неисправностей и повреждений внутридомовых инженерных систем, а
также принимать оперативные меры по обеспечению безопасности граждан при
возникновении аварийных ситуаций и угрозе их возникновения.
Правилами
также установлен порядок взаимодействия аварийно-диспетчерских служб лиц,
осуществляющих управление многоквартирными домами, с аварийно-диспетчерскими
службами ресурсоснабжающих организаций. При поступлении сигналов об аварии или
о повреждении внутридомовых инженерных систем аварийно-диспетчерская служба
лица, осуществляющего управление домом, обязана оповестить соответствующую
службу ресурсоснабжающей организации. После этого аварийно-дистпетчерская
служба лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, устраняет
последствия самостоятельно либо путем привлечения службы ресурсоснабжающей
организации. Если для ресурсоснабжающей организации установлены специальные
требования по аварийно-диспетчерскому обслуживанию, то устранять последствия
аварий и повреждения ее аварийно-диспетчерская служба должна под контролем
соответствующей службы лица, управляющего многоквартирным домом.
Передача
технической документации
Правилами
установлен порядок передачи технической документации на многоквартирный дом и
иных документов, связанных с управлением этим домом (далее - техническая
документация). Соответствующие положения приняты во исполнение ч. 10 ст. 162 ЖК
РФ, предусматривающей срок для передачи технической документации лицу, к
которому переходят функции по управлению домом. Указанный период составляет 30
дней до прекращения действия договора управления домом.
В дополнение к данному требованию Правила
предусматривают порядок уведомления организации, управляющей многоквартирным
домом, о необходимости передать техническую документацию другому лицу. В Правилах также указывается, что при отсутствии таких
документов управляющая компания обязана в течение трех месяцев со дня получения
уведомления принять меры по их восстановлению.
Ранее норма
о восстановлении технической документации не была закреплена в
законодательстве, однако спор о ее передаче рассматривался Президиумом ВАС РФ.
В Постановлении от 30.03.2010 N 17074/09 он указал, что отсутствие или утрата
данной документации не признается основанием для прекращения обязанности по ее
принятию, хранению и передаче (п. 27 Правил содержания общего имущества в
многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от
13.08.2006 N 491). Президиум
ВАС РФ также отметил, что в случае отсутствия технической документации
организация, осуществлявшая управление домом, обязана ее восстановить за свой
счет и передать новому управляющему.
|